Латинская пословица «Omnia mea mecum porto» в полной мере передаёт образ жизни путешествующего рыболова. Но не только в дальних странствиях мы вынуждены нести на себе всё необходимое для обеспечения своей жизнедеятельности. Оказаться в условиях полностью автономного существования можно и не выезжая за пределы своей области, а просто отправившись со спиннингом в поход по любимой речке с одной или несколькими ночёвками.
Чтобы переноска снастей и снаряжения не превратилась в пытку, необходим добротный качественный рюкзак. Можно, конечно, возразить, что удобнее отправиться на рыбалку на автомобиле. Но у автотуризма много своих минусов: не у всех есть внедорожники, машину не оставишь надолго без присмотра, не ко всем интересным местам можно подъехать. Многие рыболовы используют различные поясные разгрузки, жилеты и сумки, но всё это хорошо для небольшого объёма не очень тяжёлых вещей, например коробок с приманками и накидки от дождя. Если же речь идёт о транспортировке палатки, спальника, кухонного оборудования и запаса провианта, без рюкзака не обойтись.
А если уж раскошеливаться на снаряжение, лучше приобрести профессиональное, туристическое, предназначенное для серьёзных нагрузок. Такие «изобретения» пытливых умов, как рюкзаки-трансформеры с пристегивающимися сумками, стульями, и т. п., с виду, может, и выглядят грамотно сконструированными, но на деле это от лукавого… Почему я рассматриваю только туристические рюкзаки? Да потому, что всё самое надёжное и удобное снаряжение пришло в обычную жизнь из области разнообразного экстрима: альпинизма, треккинга, водного туризма. Человек, раз за разом попадая в экстремальные условия, старался довести свою экипировку до совершенства. Поэтому было бы неправильно игнорировать опыт целых поколений новаторов и ходить со старым брезентовым рюкзаком или с тем, что в магазинах продаётся под названием «рюкзак рыбака».
Каким должен быть рюкзак?
Во-первых, вместительным. Оптимальным объёмом для взрослого мужчины я считаю 75–100 л. Пусть вас не смущает мысль, что мешок слишком большой. Все современные туристические рюкзаки снабжены целой системой утяжек и регулировок. Сделать из большого рюкзака маленький не составит труда, а вот наоборот — не получится.
Рюкзак должен быть высоким и по возможности не очень широким, тогда его центр тяжести (когда рюкзак правильно уложен) будет смещён вверх и приближен к спине. Этой же цели служат и плечевые ремни, пришитые к лямкам и имеющие регулировочную фурнитуру. Даже сильно загруженный, такой рюкзак не оттягивает плечи.
Рюкзак подбирается под особенности фигуры путешественника. У разных моделей могут отличаться ширина и форма лямок, длина и жёсткость смягчающей части разгрузочного пояса, форма и конструкция каркаса. Важно, чтобы рюкзак имел элементы жёсткости, позволяющие держать форму в любых условиях.
Все рюкзаки оснащаются карманами. Их расположение и объём подбираются под определённый вид путешествий. К примеру, большое количество вместительных карманов может существенно затруднить передвижение по густому лесу, но помочь в водном туризме (при перевозке рюкзака на раме катамарана).
Материал мешка должен быть прочным. Хорошо, если он выполнен из ткани типа Rip-stop, которая не расползается при незначительных повреждениях. Понятно, что необходимо аккуратно обращаться с вещами, но в состоянии усталости перестаёшь обращать внимание на острые камни и сучья, способные испортить снаряжение.
Конструкция рюкзака
У всех современных моделей анатомических рюкзаков есть подвесная система. В идеале она должна иметь максимум возможностей для регулировки. Лямки современного рюкзака выполнены из вентилируемого пористого материала, что придаёт им мягкость, помогает принять индивидуальную форму под нагрузкой и не даёт натирать плечи при намокании. Наличие лямочных строп не только укрепляет конструкцию, но и позволяет оптимально настроить под индивидуальные особенности своей фигуры подвесную систему рюкзака. Расстояние между верхним отделом подвесной системы и поясом настраивается индивидуально. Если лямки окажутся слишком низко, вся нагрузка ляжет на плечи; если наоборот, то на пояс, то есть на бёдра. Поэтому лямки регулируются по высоте, для них предусмотрено несколько положений. На лямках иногда крепятся дополнительные карманы или фурнитура для их крепления. Продолжением лямок можно считать смягчающие элементы в верхней части спинки рюкзака. Они делают контакт спины в области лопаток с рюкзаком более комфортным и обеспечивают вентиляцию, что очень важно при длительной ходьбе. Часто для их крепления применяется «плавающая» система, которая приобретает жёсткость только под нагрузкой и состоит из строп с регулировкой.
В подвесную систему входит также поясной ремень, хотя правильнее назвать его разгрузочным поясом. Он необходим для распределения нагрузки между верхним отделом позвоночника и поясницей. Даже если пояс съёмный, его положение на рюкзаке не меняется, он всегда крепится возле днища. В противном случае рюкзак опускался бы ниже поясницы и мешал при ходьбе. Когда пояс правильно отрегулирован по высоте и затянут, основная тяжесть рюкзака распределяется между плечами и бёдрами. Если убрать пояс, вся масса груза ляжет на плечи. Те, кому доводилось ходить со старыми брезентовыми рюкзаками, прекрасно меня поймут. Идти с неправильно распределённым грузом за спиной долго не получится, придётся то и дело останавливаться и давать отдых плечам и спине. Поясной ремень обязательно должен быть удобным, в меру мягким, не стеснять движений и регулироваться по высоте и длине. Хорошо, если он застёгивается пряжкой типа «самосброс», это может выручить в экстремальной ситуации, когда необходимо быстро избавиться от груза за плечами (например, споткнувшись на скользком берегу). Многие известные производители располагают на поясном ремне небольшие карманы (иногда съёмные) для документов, денег и разных мелочей. Практика показывает, что это очень удобно.
Выбор геометрии и особенностей самого мешка — вопрос индивидуальных предпочтений. Я перепробовал много различных моделей рюкзаков, и у меня сложилось определённое мнение о полезности некоторых элементов конструкции. Очень удобно, на мой взгляд, наличие в рюкзаке затягивающейся или застегивающейся перегородки, отделяющей нижнюю треть объёма. Для удобства доступа к содержимому этого отдела в мешок вшивается поперечная или диагональная молния. Чтобы достать из нижней части рюкзака тёплый свитер, необязательно разгружать весь мешок, достаточно лишь расстегнуть молнию.
Следующий важный для меня вопрос — выбор карманов. На мой взгляд, пристегивающиеся или пришитые снаружи к мешку карманы намного удобнее интегрированных. Когда встроенные карманы пусты, очень сложно аккуратно уложить вещи в рюкзаке, а когда мешок загружен, трудно заполнять вспомогательные полости. Если же карманы расположены снаружи, они не влияют на процесс упаковки. Кроме того, карманы, пристёгивающиеся на молнии, можно снять, когда они не нужны, или использовать в качестве сумок для мелочей и убирать внутрь основного мешка. На одном из моих рюкзаков большой накладной задний карман выполнен в виде маленького рюкзачка, то есть к нему пришиты лямки, а под спинку сделана подкладка из пенополиуретана. В нём я храню деньги, документы, фотоаппарат, а если необходимо оставить большой рюкзак, например, в камере хранения на вокзале, я отстегиваю маленький и беру с собой.
Клапан рюкзака редко не имеет вместительного кармана (или нескольких). Кроме того, он служит защитой рюкзака сверху и помогает при необходимости увеличить его полезный объём. Для этого клапан крепится к основному мешку с помощью строп с регулировочной фурнитурой.
Некоторые производители на днище рюкзака предусматривают карман для дождевой накидки, которая набрасывается на весь рюкзак и держится с помощью резинки. Она защищает вещи не только от намокания, но и от проникновения пыли (при перевозке рюкзаков на крыше вездехода или на багажнике машины). Само днище, как правило, выполнено из толстой ткани типа «кордура». Это вполне надёжный материал, но для рыболовных путешествий удобнее было бы прорезиненное днище, выполненное в форме лотка с невысокими бортами.
Руководство для пользователя
Удобство переноски груза в рюкзаке и минимизация усталости напрямую зависят не только от оснащения рюкзака, но и от правильной его загрузки. Отмечу несколько важных для меня правил, выведенных на основании собственного опыта. Прежде всего, наиболее тяжёлые предметы не следует размещать на днище, хотя многие путешественники совершают именно эту ошибку. С одной стороны, логика подсказывает, что при большей загрузке нижней трети объёма центр тяжести рюкзака сместится вниз и уменьшится риск опрокидывания или падения. С другой — нижняя часть рюкзака при этом приобретает выраженную инертность, что отрицательно сказывается на управляемости движением, учитывая подвижность тазобедренных суставов во время ходьбы. Для оптимального распределения груза самые тяжёлые вещи нужно размещать ближе к спине, тем самым снижается инертность периферии рюкзака. Центр тяжести всего мешка лучше всего располагать чуть выше его геометрического центра. В идеале набитый рюкзак является как бы продолжением тела путешественника, увеличивая его массу, но не мешая движениям. Причём слово «набитый» я употребил не случайно. Вещи в рюкзаке должны лежать очень плотно. Это способствует минимизации объёма и правильному расположению центра тяжести. Рюкзак является не только ёмкостью для переноски вещей, но и своего рода компрессионным мешком. Для этого он и оснащается множеством утяжек и регулировок.
Чтобы пройтись со спиннингом по речке и вернуться к вечеру домой, нет необходимости в большом рюкзаке. Для этой цели подойдёт так называемый городской рюкзак объёмом около 20–30 л. Туда входят термос, емкость с едой, пара вместительных коробок с приманками и костюм-дождевик. И всё же было бы неплохо, если по удобству и оснащению такой рюкзачок не уступал походному. Лучше всего, конечно, воспользоваться альпинистским штурмовым рюкзаком, но его стоимость значительно выше, чем городского.
Stephaine Diliberti
27.12.2020 #1 AuthorI would like to thnkx for the efforts you have put in writing this blog. I am hoping the same high-grade blog post from you in the upcoming as well. In fact your creative writing abilities has inspired me to get my own blog now. Really the blogging is spreading its wings quickly. Your write up is a good example of it.